Арно Хидирбегишвили: Шум реки Аракс и аплодисменты Тель-Авива

Два «треугольника» – Грузия, Азербайджан и Армения, Россия, США и Евросоюз: мониторинг процессов внутри малого и большого «треугольников» – традиционно в центре его внимания и экспертные прогнозы, сделанные им много ранее, продолжают сбываться. Мы позвонили главному редактору ГРУЗИНФОРМ, директору Центра безопасности, стратегического анализа и информационной политики Арно Хидирбегишвили, чтобы задать ему несколько вопросов, о которых другие предпочитают молчать.

– Как Вы прокомментируете новость, что США, в качестве нейтральной стороны, хотят взять в аренду на 100 лет Зангезурский коридор и, тем самым, разрешить последнее препятствие к подписанию мирного Cоглашения между Арменией и Азербайджаном?

– Это означает что Трамп, «лёгким движением руки», намерен обойти Францию, Великобританию, Турцию и напомнить, что США, после ухода России, главные на Южном Кавказе. США подписали Хартию о стратегическом партнёрстве с Арменией, поэтому нейтральными их назвать можно с большой натяжкой, даже если Америка будет стараться быть таковой по факту. Какой следующий «спорный объект» США захотят взять в аренду? Может, «Абхазский коридор» – часть Закавказской железной дороги от Псоу до Ингури? Или часть Транскавказской магистрали – Рокский тоннель? Будет неплохо, если это упредит готовящиеся удары НАТО по российским военным базам в Абхазии и ЮО, о которых предупредил Россию подполковник Генштаба ВС Швейцарии в отставке, бывший спецсоветник генсека ОБСЕ Ральф Боссхард.

Я отношусь к идее Трампа насчёт Зангезурского коридора как к очередному проекту из серии «Покупка Гренландии», «Присоединение Канады» и «Мир на Украине за 24 часа». Приблизительно такой же проект имел место между Правительством Российской Федерации и Правительством Саакашвили в обмен на голос Грузии за членство РФ в ВТО. Тогда было подписано Соглашение о механизме таможенного администрирования и мониторинга торговли товарами, проходящими через Абхазию и ЮО, мониторинг должна была осуществлять нейтральная сторона – швейцарская компания Société Générale de Surveillance SA. С самого же начала я указал на непреодолимые обстоятельства, из-за которых это «дитя» априори было «мертворожденным». Так и здесь, никогда не прекратится спор – армянская это территория, соответственно – Сюникский коридор, или азербайджанская, а значит коридор – Зангезурский.

Чтобы понимать восточные политические сказки, дорогая коллега, недостаточно изучать историю Востока, надо чувствовать восточный менталитет, однако эти тонкости – китайская грамота для американцев и европейцев. Наверное, не одно поколение армян должно уйти, чтобы у армянского народа изменился менталитет, а пока армян не переубедить, что Карабах и Сюник – армянская земля, как и та, на которой находится гора Арарат (16 км от армяно-турецкой и 32 км от армяно-иранской границ, которые проходят по реке Аракс). Точно также должны уйти в мир иной несколько поколений грузин, которые не смирятся, что Абхазия и Южная Осетия – это не территория Грузии. Но абхазы и осетины, которых грузины в одностороннем режиме называют «братьями», признают только существующий статус-кво, поэтому швейцарский мониторинг к себе не впустили.

Экономическая выгода – и от открытия транспортного коридора из России в Армению через Абхазию, и от открытия транспортного коридора из Азербайджана в Турцию через Сюник/Зангезур – очевидна, но на Востоке обычно отдают предпочтение экзистенциальным ценностям, а не материальным, а Кавказ – это Восток. Пусть это не прагматично и не дипломатично, но спорить бесполезно, потому что эти земли обильно политы кровью…

Трамп – американец, бизнесмен, его пошлины, которые пол мира не понимает и даже высмеивает, уже принесли в американскую госказну миллиарды долларов. Трамп не разбирается в восточных ценностях, зато понимает – какие выгоды может принести мониторинг. Взяв в управление приграничный Сюникский-Зангезурский коридор, США одновременно получат контроль над 141-километровым газопроводом из Ирана в Армению, «Тебриз-Мегри», 711 мм труба которого пересекает Аракс, как и мост между двумя КПП, то есть, практически смогут контролировать границу с Ираном (если вы сейчас услышали шум, то это – не река Аракс, а аплодисменты Тель-Авива). Также США получат не только экономические, но и политические дивиденды после восстановления Мегринской железной дороги из Армении в Азербайджан, от Ерасаха до Горадиза. Итак, с одной стороны США получают законный контроль на Арменией и всеми граничащими с ней странами, а с другой – Трампу присудят Нобелевскую премию за установление мира на Южном Кавказе, между Арменией и Азербайджаном, которые без него не смогли договорится по последнему пункту – Сюник, или Зангезур? – и подписать мирное Соглашение.

– Я как раз собиралась спросить Вас о Азербайджане: как Вы думаете, с чем связан неожиданный антироссийский разворот в политике Баку? Азербайджан всегда отличался стабильными партнёрскими отношениями с Россией, встречи Алиева и Путина радовали взгляд и слух мудростью и доброжелательностью двух больших президентов. И вдруг грянуло вето на всё русское – точь-в-точь, как в Грузии во времена правления ныне гражданина Украины Саакашвили, а также демонстративно дружеские отношения с киевской властью. А вчера президент Алиев заявил, что Азербайджан готовит иск против России для подачи в международные судебные инстанции в связи с крушением самолета Embraer 190 азербайджанской авиакомпании Azerbaijan Airlines (AZAL) 25 декабря 2024 года.

– Почему Баку готовит иск, Алиев изложил на Шушинском глобальном медиафоруме, думаю, тут мне нечего комментировать. Что касается Саакашвили, то он одной рукой запрещал русскую эстраду в ресторанах, а другой отдал российским инвесторам все стратегические объекты грузинской экономики и пригласил в Грузию миллионы российских туристов.

Теперь отвечу на Ваш вопрос и начну с того, что лежит на поверхности. При этом надо учесть три обстоятельства, первое – что в физике, в разделе механики, есть понятие «Момент силы»; второе – что в политике нет постоянных друзей и врагов, постоянны только интересы; и третье – что политика ядерных супердержав должна в корне отличаться от политики остальных стран, потому что цель первых – осуществление национальных интересов любыми методами, а вторых – сохранение мира любыми методами, чтобы не погибнуть при столкновении национальных интересов первых.

После того, как Россия ушла из Сирии, где она сломила хребет ИГИЛ и была опорой власти Асада, судьба сирийского народа осталась на усмотрение США, Турции, Израиля и террористической организации Джебхат ан-Нусра (сейчас, если не ошибаюсь, Ахрар аш-Шам). После того, как Россия не помешала Азербайджану победить в Карабахской войне; после того, как Россия, будучи уже под Киевом, вдруг отступила за Днепр и уже два года пытается вернуть прежние позиции; после того, как Россия «закрыла глаза» на удары Израиля и США по Ирану, президент Алиев, несомненно – после «сверки часов» с ближайшим союзником, президентом Эрдоганом – решил, что для Азербайджана настал «Момент силы». Не думаю, чтобы Азербайджан начнёт поступать как ядерные супердержавы (осуществлять национальные интересы любыми методами, в том числе – военными, см. выше), но попытка «застолбить как можно больший участок» пользуясь удобным для Баку моментом – нелёгкими для России временами в связи с Украинским фронтом – налицо. То есть, прорубить Зангезурский коридор, навечно оставив потомкам широкий путь к Нахичеванскому эксклаву, а оттуда – в Турцию. Разве это не историческая миссия – воссоединить азербайджанцев друг с другом и с братским им турецким народом, минуя Иран?! Причём, коридор может расшириться до масштабов всего Сюника/Зангезура, который азербайджанцы считают своей исконной территорией. Тем самым, Армении будет перекрыт доступ к границе с Ираном и у неё останется одна «Дорога жизни» – через Грузию.

Что касается «неожиданности», с которой «чёрная кошка» пробежала между Баку и Москвой, отмечу, что две прикаспийские страны – Россия и Азербайджан – всегда были не только партнёрами, но и конкурентами, добывающими и продающими богатства каспийской сокровищницы. Кроме этого, есть экзистенциальные вопросы, которые азербайджанские политики и дипломаты предпочитают не афишировать, но помнят о них всегда. С каждым годом остаётся всё меньше компетентных людей, кто знает о далеко не безоблачных отношениях члена Политбюро ЦК КПСС, президента Азербайджана Гейдара Алиева с руководством СССР, особенно – об остром противостоянии с Горбачёвым, что в Баку недаром оценивают как «борьбу»» и «гонения». Всё меньше остаётся тех, кто помнит события в Сумгаите и кто слышал о формуле «Две страны – одна боль», которую до завершения Карабахской войны ввели в обиход далеко не последние азербайджанские политики и дипломаты, имея в виду Азербайджан и Грузию, «утерявшие свои земли по вине России». Ограниченному кругу компетентных людей всегда было известно, что отношения между Баку и Москвой назвать абсолютно гладкими было нельзя, на этом «поле» оставалось много «старых неразорвавшихся мин», во влиятельных кругах азербайджанского общества русофобия периодически даже перехлёстывала армянофобию.

Ильхам Алиев – не только достойный сын, но и ученик своего отца, которого он заслуженно боготворил, Гейдар Алиев был выдающимся деятелем не только как руководитель Азербайджана, но и в масштабах СССР – недавно президент Путин вспомнил о его решающей роли и заслугах в строительстве БАМа. Несомненно и то, что отец завещал сыну всегда быть начеку с Москвой, которую сын знал не понаслышке (окончил МГИМО и аспирантуру).

Повторяю – если я ошибаюсь и причина происходящего заключается лишь в крушении повреждённого средствами российских ПВО самолете Embraer 190 азербайджанской авиакомпании AZAL, которому не дали приземлится в Грозном и Махачкале, в оценке той трагедии, в извинениях и компенсации семьям погибших, то это вполне вписывается в восточный менталитет и разногласия разрешимы. Помните случай с осетином – россиянином Виталием Калоевым, который не смирился с потерей семьи при крушении пассажирского самолета над Боденским озером 1 июля 2002 года и, не дождавшись официальных извинений, убил виновного в этом авиадиспетчера SkyGuide Петера Нильсена, вылетев для этого в Цюрих?

Но если причина – в том, о чём я уже сказал – «Момент силы», Зангезурский коридор и др. – то любая причина могла бы стать триггером отворота Баку от Москвы, будь то авиакатастрофа, или спецоперация по задержанию московских «Аль Капоне» – этнических азербайджанцев. Я склоняюсь к тому, что президент Алиев не хочет упустить «Момент силы» и наверняка решил, что сегодня у него достаточно сил осуществить Зангезурский проект, отвечающий национальным интересам АзербайджанаВзять под контроль армяно-иранскую границу и осуществить историческую миссию – соединить Азербайджан с Нахичеваньской АР и с Турцией – этим Ильхам Алиев одержит вторую после Карабаха победу и воплотит самые смелые мечты своего отца. Конечно, с опорой на «брата» и союзника Эрдогана, пока таковой имеется… Всё остальное – «Восточные сказки», и «рука Лондона», и «нога Тель-Авива» и даже ОТГ, которая сформировалась как политическое, а отнюдь не как экономическое объединение.

Но в перспективе Азербайджан не сможет огородиться стеной от Российской Федерации (тоже самое относиться к Грузии и Армении). Турция, несмотря на партнёрство, имеет слишком много конфликтов и планов, чтобы сконцентрироваться только на союзничестве с Азербайджаном, политика Эрдогана настолько гибка, что твёрдо опираться на неё невозможно.

Как я уже сказал, Кавказ – это Восток, а не Европа, поэтому здесь надо учитывать и экзистенциальные субстанции. Даже антироссийское руководство Грузии сегодня отдаёт предпочтение экзистенциальным, по выражению премьера Кобахидзе, ценностям – грузинским традиционным, православным и гетеросексуальным, из-за которых половина грузинской власти находится под санкциями, невъездные в ЕС и США, но готовы пожертвовать даже безвизовым режимом Грузии со странами ЕС. Иначе, как только они подпишутся под признанием Грузией европейских ценностей – таких, как десятки гендеров и однополые браки, изменение пола и прочая пропаганда ЛГБТ – грузинский народ откопает из могил их предков, как делала героиня шедевра Абуладзе «Покаяние». Алиев, несмотря на всестороннее образование дипломата и международника, настоящий восточный правитель, который использует в интересах своего проекта всех – и Великобританию, и Израиль, которые сегодня превратился в новый ИГИЛ, и ЕС с НАТО, и даже Пакистан, если их цели на определённом временном отрезке совпадут. Пусть простят меня, если ошибаюсь, но я убеждён, что при надобности Ильхам Алиев использует в интересах Азербайджана даже проект Эрдогана «Блистательная Порта», как я называю ОТГ.

Но Алиев, несомненно, должен понимать, что главное – не выиграть войну, а не проиграть страну. «Момент силы» быстро проходит, на то он и момент, чтобы его использовать вовремя. Авторитет России в странах Востока и Африки очень высок и с этим всегда придётся считаться Азербайджану, Турции, Казахстану и всем остальным государствам, входящим в Организацию тюркских государств. Позавчерашний обстоятельный телефонный разговор Путина с Эрдоганом, в котором два лидера обсудили главные вопросы мировой повестки и поблагодарили друг друга, яркое тому подтверждение. Этим было подчёркнуто, что Турция, несмотря ни на что, остаётся партнёром России и не только экономическим (если не ошибаюсь, товарооборот между ними достиг 60 млрд долларов), но и политическим. Несомненно, что это факт сам по себе чуть сбросил «повышенную температуру» между Баку и Москвой, уверен, что президенты в разговоре не обошли стороной и возникшую коллизию в российско-азербайджанских отношениях, поэтому президент Алиев, отвечая на вопросы журналистов на Шушинском медиаформе, сконцентрировался только на претензиях к России в связи с крушением азербайджанского лайнера, обойдя молчанием скандальные аресты азербайджанских мафиози в Москве и российских журналистов «Спутника» в Баку.

   – Господин Арно, в насколько сложном положении оказалась Грузия, для которой Азербайджан и Турция – стратегические торгово-экономические партнёры, а Россия – тоже де-факто стратегический торгово-экономический партнёр? Экспорт-импорт, туризм, энергоносители – эти три страны – главные партнёры Грузии, которая после Саакашвили строго проводит мирную политику с Россией. На подтолкнёт ли Азербайджан Грузию, как Украина вынуждала Грузию выступить против России? Имею в виду не войну, а экономические ограничения.

– Есть проблемы, которые в Тбилиси не принято будировать. Кому принадлежит монастырский комплекс VI-го века Давид Гареджи, что на грузино-азербайджанской границе? Завершена ли делимитация-демаркация грузино-азербайджанской границы? Нет. Враги Грузии задают мне коварный вопрос – если Азербайджан такой хороший, то зачем в Баку цепляются за «стратегическую высоту» на границе, на которой стоит грузинский монастырский комплекс?! Мы же братья, неужели они не доверяют грузинам и опасаются нападения с нашей стороны?! Может потому братский Азербайджан уже 5 лет не открывает сухопутную границу с Грузией, закрытую в 2020 году во время пандемии?!

Грузия – не супердержава, отвечаю я оппозиционерам и провокаторам, поэтому мир с соседями для Грузии – превыше всего (см. выше). Что дали Грузии войны, кроме утерянных территорий? Из-за гражданских войн Россия потеряла большинство республик бывшего СССР, хотя могла остаться с ними в режиме стратегического партнёрства в рамках ЕАЭС и ОДКБ, откуда сегодня бежит Армения. Азербайджан – дружеская Грузии страна, поэтому надо акцентировать партнёрство, которое нас сближает – транснациональные магистрали, торговлю, туризм, диаспоральные связи, а остальные вопросы решатся со временем.

– Я как раз хотела напомнить Вам два ваших прогноза – что Россия изменила отношение к Грузии и что Грузия мало интересует Трампа, поэтому во время его первого президентства здесь 2 года не было американского посла – только и.о.

– Вы знаете, есть патриоты и есть «Пэтриоты». Для первой категории приоритетом являются национальные интересы их родины, для вторых – иностранная помощь, как для киевских марионеток, потому что они являются иностранными агентами и эту иностранную помощь разворовывают, оружием спекулируют. Сегодня грузинская власть, в которой мало кто застал Советский Союз, в день по нескольку раз сравнивает Евросоюз с СССР – мол, такой же плохой. Это они делают потому, чтобы, не дай Боже, не подтвердить обвинения в русофильстве в своей адрес, звучащие со всех сторон – от оппозиции, из Брюсселя и Вашингтона.

Но если они ни черта не знают о Советском Союзе, который критикуют, то они всё знают о Западе, потому что закончили европейские и американские университеты! Разве 13 лет они не знали, что наступит время, когда от них потребуют присягнуть ЛГБТ и другим евроатлантическим ценностям и привести к «голубой присяге» весь грузинский народ?! Знали! Так чего же молчали и называли пророссийскими всех, кто думал иначе?! Не стучались бы в двери ЕС и НАТО – и не потребовали бы сегодня от Грузии принять многогендерный Устав! А сейчас деньги потрачены и за них приходится отвечать! Этот парадокс я назвал «Отцы и Сети», потому что сегодня у кормила власти в Грузии – дети, которых воспитали Сети – интернет, соцсети, а не их Отцы, с которыми они категорически не согласны. Например, я хорошо знаю отца экс-премьера Гахария, это – абсолютно другой человек, между ним с сыном – непреодолимый водораздел.

На прошлой неделе президент Путин признался, что он ошибался, думая, что между Западом и Россией – идеологические разногласия, а оказалось, что всему виной – территориальные притязания. А знаете почему он ошибался? Потому что Путин – русский человек, а я – кавказец, который всегда предупреждал, что всё – гораздо обыденнее, чем кажется, что на Западе как были, так и остались колонизаторами, а не идеалистами. Но мне намекали, что я утрирую, когда заявлял, что и в политике, как в джунглях, по-прежнему действует один закон – Закон Силы.

   Молодые грузинские власти тянули время, потому что ждали, пока «умрёт или повелитель, или ишак» – или Россия завоюет Европу, или США и Европой разрушат Россию. Вот почему я много раз говорил, что все дифирамбы из Москвы в адрес «смелой и честной грузинской власти» (которая сегодня, действительно, как никто и никогда, разоблачает лицемерных руководителей ЕС) – контрпродуктивны для «Грузинской мечты» (правящая в Грузии партия – ред.) В Москве меня, как видно, услышали и после нескольких ненавязчивых попыток начать подготовку к прямым встречам «без галстуков» разумно решили взять временную паузу и Грузию не упоминать вообще – ни в положительном и не в отрицательном ключе.

Что касается Трампа: он уволил американского посла в Грузии Робин Даниган, которая продолжила традиции своих предшественников – Келли Дегнан и Яна Келли (обратите внимание на сходства в именах-фамилиях) – подготавливала в Грузии антинародный антиправительственный госпереворот. И вторая огромная заслуга Трампа – что он упразднил USAID, спонсировавший сотнями миллионов долларов саботаж и подрывную работу тысяч НПО, медиа, радикальных оппозиционных партий и прочих иноагентов с целью свержения власти «Грузинской мечты» за отказ воевать с Россией.

Беседовала Майя Джавахишвили – специально для NEWS FRONT

20 июля 2025 года
Грузия, Тбилиси