Арно Хидирбегишвили: ФЕНОМЕН СЕГОДНЯШНИХ ГРУЗИНСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ НЕОБЪЯСНИМ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЗДРАВОЙ ЛОГИКИ

     27 февраля 2019 года в Праге прошла очередная встреча заместителя министра иностранных дел России, статс-секретаря Григория Карасина со спецпредставителем премьер-министра Грузии по вопросам отношений с Россией Зурабом Абашидзе. В связи с разночтением в Тбилиси и в Москве контекста очередного раунда пражских переговоров, в частности – интервью Красина различным СМИ, Главный редактор ГРУЗИНФОРМ Арно Хидирбегишвили прокомментировал их итоги в эксклюзивном интервью News Front.

– Господин Арно, как известно, в Тбилиси оценили реплику Карасина о «возможных неприятных неожиданностях» для Грузии как угрозу со стороны России.

– Карасин сказал журналисту, что намерен «предупредить об этих возможных неожиданностях грузинских коллег» и что они «будут обоюдно неприятными» – как для Тбилиси, так и для Москвы, которая будет вынуждена предпринять определённые действия несмотря на то, что «Грузия – близкая России страна».

– Какие конкретно действия подразумевал Григорий Карасин?

– Грузинский коллега Карасина – Зураб Абашидзе, спросите у него, хотя вряд ли он поделится с вами конфиденциальной информацией. Кстати, в другом интервью Карасин заявляет, что возможных неприятных неожиданностей для Грузии всё же не будет, но это, как любой позитив между Грузией и Россией, «ускользает» из поля зрения грузинских СМИ…

– А кому сообщит Абашидзе эту конфиденциальную информацию? Президенту, парламенту, правительству?

– То есть, Посольству США? Затрудняюсь ответить, а вот Бидзине Иванишвили сообщит точно. Хотя, учитывая новую тактику России, которая в превентивных целях демонстрирует своё новейшее стратегические вооружение, в том числе – находящееся в стадии завершение и ещё не поставленное в войска, Абашидзе сообщит о «домашних заготовках» России и тем, резкие антироссийские заявления которых, как подчеркнул Карасин, «коробят» Москву – президенту Зурабишвили, премьеру Бахтадзе и министру индел Залкалиани.

– В связи с чем Грузии могут грозить «неприятные неожиданности» со стороны России – в связи с её стремлением в НАТО, или в случае препятствования открытию транспортных коридоров через Абхазию и Цхинвальский регион?

– В связи с первым. Карасин выразился ясно, как никогда – что Грузия должна выбрать или НАТОвскую повестку дня, или мир на Южном Кавказе. То есть, Россия предупреждает: чем больше НАТО будет в Грузии, тем меньше мира будет на Южном Кавказе.

Что касается Соглашения по мониторингу грузов, которое вряд ли удастся запустить в ближайшее время, то здесь наоборот – Карасин признал, что препятствием тут являются «определенные политические эмоции со стороны партнеров России в связи со статусностью» – то есть, амбиции де-факто властей Абхазии и ЮО, которые дают «добро» на проезд только в случае своего участия в Соглашении в качестве признанных Грузией независимых государств.

– Но что тут выбирать?! Абашидзе чётко заявил, что евроатлантическая ориентация Грузии – это выбор суверенного государства и что позиции Москвы и Тбилиси по проблеме оккупированных территорий диаметрально противоположны. Разве здесь осталось какое-то пространство для политического манёвра?

– Грузия сегодня суверенным государством не является. Это – во-первых. Грузия будет суверенным государством только вместе с Абхазией и Цхинвальским регионом. Кстати, Карасин положительно оценил пражскую встречу не только по причине впечатляющих достижений Грузии и России в торгово-экономической сфере, а ещё и потому, что грузинская сторона стала чётко и откровенно фиксировать свою, пусть неприемлемую для России, позицию.

Что касается Вашего вопроса – тупик ли это, или есть какая-то перспектива («пространство для манёвра», как Вы изволили выразится). Замечу, что феномен сегодняшних грузинско-российских отношений с точки зрения здравой логики объяснению не подлежит. Извольте: Карасин перечислил ряд цифр, свидетельствующих о беспрецедентных успехах Грузии в сферах торговли, транспорта и туризма с Россией, что вкупе делает её крупным экономическим партнёром. А в параллельном режиме руководители грузинской власти давно превзошли Саакашвили в антироссийской риторике, увеличивается масштаб учений НАТО в Грузии, которую превратили в лидера американской «Стратегии Черноморской региональной безопасности по сдерживанию России». Где логика?!

США хотят задушить Россию экономическими санкциями – будучи последовательной, власть Грузия должна присоединиться к своему стратегическому партнёру №1 в знак солидарности, а не наращивать экономический оборот с Россией! Получается, одной рукой – торгуем, другой – воюем?!

– «История показывает, что попытка одновременно играть на двух досках приводит к неразберихе и чревата негативными последствиями» – заявил Карасин в интервью «Ъ». На Ваш взгляд, какие могут быть эти негативные для Грузии последствия?

– Вы думаете, президент, премьер или министр иностранных дел Грузии – убеждённые русофобы и сами верят в то, что делают и говорят?! Нет, они просто находятся в «прокрустовом ложе» Госдепа США и действуют в строгом соответствии с инструкциями Вашингтона. Именно из-за нежелания быть «рамочным» премьером, Бидзина Иванишвили спустя всего год добровольно оставил пост. Миллиардер оказался слишком неудобоваримой фигурой для рядовой американской марионетки, которой должен быть любой премьер-министр Грузии! Сегодня председатель правящей партии Иванишвили – единственная гарантия, что Грузию не ввергнут в военную провокацию против России, как это сделал Саакашвили, что будет иметь для нас роковые – куда более серьёзные последствия, чем война 08.08.08.

– Вы полагаете, что президент, премьер и министр иностранных дел Грузии хотят новой августовской войны?

– Нет, конечно. Цель их заявлений – спровоцировать военные действия России на грузинской территории, что станет поводом для США нанести удары высокоточным оружием по российским войскам, базам, аэродромам и пусковым установкам на территории Грузии, по российским кораблям в грузинских территориальных водах! В Грузии повторится украинский сценарий и Карасин в Праге неслучайно подчеркнул, что «это – одна и та же постановка вопроса». Вот – катастрофа, о которой я говорю! Грузии надо возвращать потерянное, ей нечего больше отдавать!

– А как, по-Вашему, возвращать?

– Об этом я говорю и пишу уже 15 лет. Помню, в 2004 году, на приёме в честь Дня независимости США, я даже вручил новоизбранному президенту Саакашвили и его супруге Руловс по экземпляру моей, только что вышедшей в свет, брошюры на эту тему. Однако с каждым годом задача усложняется, соответственно, меняются и способы её решения. Сегодня в Грузии нет политических сил, даже близко обладающих ресурсом Иванишвили, чтобы начать процесс, в котором президент Белоруссии готов стать посредником, и это его предложение оставлять без внимания с нашей стороны будет неправильным.

– «У Беларуси нет никаких политических или экономических проблем с Грузией и мы готовы использовать наши добрые отношения для формирования хороших, добрых отношений между Грузией и Россией, что, кстати, что мы и делаем», – заявил президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече в Минске. А что конкретно должен для этого сделать Иванишвили?

– Когда в 2012 году к власти в Грузии пришёл Бидзина Григорьевич и его партия «Грузинская мечта», грузинский политик, политолог Александр Чачия дал добрый совет – поручить хотя бы одному из руководителей Грузии, к примеру – президенту, урегулирование отношений с Россией, потому что за развитие отношения с ЕС, США и НАТО и без того отвечают многие. Судите сами – президент, премьер, председатель парламента, министр иностранных дел, министры обороны и внутренних дел, госминистр по примирению, а до недавнего времени – и госминистр по евроатлантической интеграции (вошедший сегодня в структуру МИД), председатели парламентских комитетов по международным отношениям и по обороне и безопасности – все заняты евроатлантической активностью!

– Но Иванишвили ведь создал должность спецпредставителя по урегулированию отношений с Россией и назначил на эту должность Зураба Абашидзе?

– Во-первых, слово «урегулирование» из названия этой должности убрали сразу же после ухода Иванишвили с премьерства, сегодня – просто «по отношениям с Российской Федерацией». А во-вторых, этого явно недостаточно, что признал сам Абашидзе, который в Праге заявил о необходимости защиты интересов растущего числа грузинских бизнесменов, желающих выйти на российский рынок. В тоже время, Абашидзе всякий раз отвечает журналистам, что ни в пражском и ни в женевском формате в грузинской делегации нет полномочных финансистов и бизнесменов. Ладно, женевский формат – это, в основном, разбор инцидентов на линии, отделяющей грузин от абхазов и осетин, но пражский, он же посвящён развитию экономического и гуманитарного партнёрства?! Так почему всё взвалили на карьерного дипломата Абашидзе?!

Именно в условиях отсутствия дипотношений Иванишвили может и должен создать небольшую группу советников, которых знают и уважают в России за объективность и профессионализм и которых априори не примут в штыки в Сухуми и Цхинвали. Должны быть приглашены люди с яркой и безупречной биографией, беззаветно любящие Грузию. Каждый из них возьмёт на себя решение определённой задачи с российской стороной и возглавит конкретное тематическое направление (территориальная целостность и безопасность, экономика и бизнес, культура, наука и спорт, СМИ и информационная политика и т.д.). Постепенно вокруг этого формата, назовём его неформальным, возникнет атмосфера взаимодоверия, а спустя примерно год группой экспертов будет наработан солидный практический материал, на основе которого можно будет строить модель дальнейших грузинско-российских отношений, искать компромиссы и рассматривать альтернативные решения.

Российской стороне тоже стоит об этом подумать, потому что «деятельность» неизвестных в Грузии российских фондов, упомянутых неинформированным в этом отношении Карасиным, это абсолютный блеф и провокация, пустая трата времени, а также средств российских налогоплательщиков.

Майя Джавахишвили из Тбилиси – специально для News Front
3 марта 2019 года